муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Большеалексеевский детский сад комбинированного вида "Калинка" городского округа Ступино Московской области

Профессиональный разговор (материал составлен с использованием интернет- ресурсов http://dohcolonoc.ru/stati.html?start=140)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОО  С УЧЕТОМ ФГОС

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса в данной ДОО.

Программа разрабатывается, утверждается и реализуется организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерных (ой) образовательных (ой) программ (ы) дошкольного образования.

Программа должна обеспечить построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное. Речевое, художественно-эстетическое. Реализуется программа не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетных для каждого возрастного периода видов детской деятельности.

Программа дошкольной образовательной организации должна показать:

- как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников в дошкольной образовательной организации любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития детей;

- какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;

- каким образом учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.

Поэтому Программа должна быть индивидуальной для каждой конкретной дошкольной образовательной организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей (законных представителей), общественности и социума.

Согласно Стандарту Программа, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивающая развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей должна быть направлена на решение задач:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в т.ч. ограниченных возможностей здоровья); Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального образования); Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формирование общей культуры личности детей, в т.ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к определению образовательных областей, установленных ранее федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Напомним, что ФГТ выделяли десять образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».  Согласно ФГТ критериями разделения содержания дошкольного образования на образовательные области были виды специфической детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная активность, восприятие художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная.

Во ФГОС дошкольного образования основой деления на образовательные области стали же четыре основные направления развития ребенка дошкольного возраста. В отдельную образовательную область выделено речевое развитие.  Таким образом, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее  - образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Стандарт определяет основное содержание работы по освоению данных образовательных областей.

Так, социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, ритме, темпе числе и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности. как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства словестного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие предусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т.ч. связной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а так же с правильным, выполнением движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Далее мне хотелось обратить Ваше внимание на структуру образовательной Программы, которая согласно ФГОС дошкольного образования состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивающая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областей. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областей, видах деятельности (или) культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и (или) создаваемых ими самостоятельно. В данной части Программы должны учитываться образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

Кроме того, в соответствии с ФГОС дошкольного образования Программа должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Также в Программу включается раздел «Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования», если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При корректировке программы дошкольной образовательной организации следует учитывать положение Стандарта. Устанавливающие, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности):

- в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год);

- в раннем возрасте (1-3 года);

- для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет).

Программа ДОО не должна содержать много текстовых описательных фрагментов, особенно в содержательном разделе. Целесообразно наполнить данный раздел схематическими, табличными материалами, диаграммами, отражающими специфику реализации программы в конкретной образовательной организации, суть педагогических технологий, используемых при реализации образовательной программы.

Указанные материалы должны носить прикладной характер, чтобы быть полезными для работы воспитателей, служить подсказкой, ориентиром в организации воспительно-образовательного процесса.

Статья на тему: «Значение игры в жизни дошкольников»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.

В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать общественный опыт.

К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. По мнению Д.В. Менджерицкой игра призвана решать задачи на развитие нравственных и общественных качеств и игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.

Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени родители посвящают подготовке детей к обучению.

Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.

Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослыхvвами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т.к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.).

Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Играя, дети учатся жить!

Литература:

1. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с.

3. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?... ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей в дошкольных образовательных учреждениях

В последние годы в современной системе образования возрос интерес к развитию креативности детей школьного и дошкольного возраста. Актуальность этого вопроса связана с динамикой современного мира, с изменениями в образовательной парадигме, в связи с которыми повысились требования и к качествам личности.

Существует множество определений термина «креативность». Наиболее полное и удачное, на наш взгляд, отражено в психологическом словаре: креативность (от лат. creative – творческий) – способность личности генерировать нестандартные идеи, быстро находить выход их проблемных ситуаций, не копируя при этом традиционные схемы мышления. Таким образом, для развития креативности необходимо активизировать творческий потенциал ребенка, развивать его способности, создавать необходимые условия.

В практике дошкольных образовательных учреждениях в последнее время наметилась определенная тенденция усиления внимания со стороны педагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и педагогов дошкольных учреждений - совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ним, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. Одним из эффективных способов активизации этого потенциала является развитие воображения детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность, так как нельзя нарисовать или вылепить что-либо, не представив, что именно хочешь изобразить. Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Любой вид продуктивной творческой работы ребенка целесообразно обогащать и поддерживать, иногда даже необходимо отойти от стандартов и примитивизма, не исключая, конечно же, при этом основ изобразительной грамоты. Тем более, что дети дошкольного возраста очень часто самостоятельно экспериментируют с художественными материалами и инструментами в процессе освоения способов создания того или иного образа.

Использование нетрадиционной техники на занятиях по изобразительной деятельности в практике дошкольных учреждений дает возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные, креативные по содержанию образы. Так, например, на занятиях по изобразительной деятельности помимо обычных гуаши, акварели карандашей, мы используем восковые мелки, сангину, художественный уголь. Для создания различных фактурных эффектов используется крупа (манка), мыльная пена, поролон, пенопласт, смятая бумага и т.д. Необычной может быть и основа, на которой выполняется рисунок: наждачная, мокрая или мятая бумага, ткань, оргстекло.

Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду ведет за собой расширение представлений у детей дошкольного возраста о художественной выразительности рисунка, развитие изобразительных умений и навыков и т.д. Однако те или иные задачи могут быть реализованы в том случае, если четко определяется место и значение той или иной нетрадиционной техники в каждой конкретной теме. Рассмотрим подробнее использование таких техник на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Рисование печаткой из пергаментной бумаги. Данная техника используется для декоративного рисования, украшения рисунков, создания отпечатков необычных форм. Педагог помогает ребенку свернуть пергаментную формочку в плотный «воланчик». Получается своеобразная печатка. Ребенок набирает на ее волнистый край немного краски и делает отпечатки на рисунке. Теперь нужно придумать и дорисовать получившуюся отпечаток.

Рисование печаткой из ребристого картона. Кусочки толстого картона прямоугольной формы, на ребре которого виден волнистый рисунок. Гуашь наливается в пластиковую палитру тонким слоем. Ребенок набирает немного краски на печатку и оставляет отпечатки на бумаге.

Рисование печаткой из картона. Печатки из картона самой необычной формы можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно взять любой плотный картон, и, нарезав его на прямоугольники, согнуть петлями или скрутить спиралью, закрепив в таком положении, набрать краску и сделать отпечаток.

Для веселых творческих занятий, развивающих фантазию и воображение, используется рисование окрашенной нитью. Гуашь наливается в палитру. Ребенок, крепко держа нитку левой рукой, опускает ее в краску до уровня пальцев. Кисточкой в правой руке он помогает нитке пропитаться краской. Затем прижимает кисточкой нитку у пальцев и протягивает ее сквозь щетину. Окрашенная нить хаотично выкладывается на половине сложенного листа и прижимается второй половиной. Лист аккуратно открывается, нить удаляется. Таким образом, получается довольно интересный рисунок. Возможным представляется оставить несколько отпечатков разного цвета, для этого необходимо каждый раз брать новую нить.

Таким образом, примеров применения нетрадиционных техник рисования очень много, нами описаны лишь наиболее распространенные и доступные каждому педагогу. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и увлекают детей, раскрывают креативный потенциал ребенка, позволяют ему самостоятельно экспериментировать, ярко мыслить, чувствовать краски, их характер и настроение.

Литература:

1. Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование. //Дошкольная педагогика. 2011. №7 с.39

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.

3. Дружинин В.Н. Общие способности. М., 1995.

4. Дворецкая О. Мозаика креативности. // Обруч. 2009.№4 с.10.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Авторская программа «Цветные ладошки». М., 2007.

6. Маслоу А. Мотивация и личность М., 1999.

7. Краткий психологический словарь/ Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

Формирование духовной нравственности дошкольников на примере сказок

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в ней идеологии, в воспитание вкладывали различные значения. Спартанское воспитание, до сегодняшних дней, понимается как воспитание физически подготовленных детей, при очень ограниченных бытовых условиях. Английское воспитание - размеренная жизнь, с определенными правилами, манерами. Российское воспитание основывалось на воспитании у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Слово офицера в 19 веке, многое значило, ко многому обязывало. Во времена Великой Отечественной войны даже противники поражались патриотизму, любви к родине советского народа. Большое внимание уделялось уважительному отношению детей к родителям. Это было заслугой российского воспитания.

Россия конца XX века пережила сильнейший кризис в воспитании детей и подростков. Пионерские, комсомольские организации, где на заседаниях обсуждались моральные нормы поведения, оказывалась помощь старикам, проводились походы, соревнования, были расформированы. Такие формы организации детей осудили. Конечно, общение было слишком политизировано, имело назидательный характер, но и государство не было готово в один момент предоставить современные спортивные залы, клубы по интересам, студии развития творческих способностей детей. Результат не заставил себя ждать. Резко выросли показатели детской преступности, наркомании. В этот период дошкольники играют не в космонавтов и исследователей, у подростков приоритетом становится сила во всех ее агрессивных проявлениях.

Сегодня ситуация меняется. Вновь становится модным среди подростков заниматься спортом, музыкой, быть умным, иметь хорошее образование. Родители дошкольников кроме посещения детского сада, активно водят детей на занятия в студии, кружки. Однако нравственность, моральные ценности, глубокой ценности у детей и подростков не имеют. Формирование духовной нравственности, толерантности, осознания и принятия моральных норм общества детьми, настолько актуально, что вынесено на государственный уровень.

Огромное внимание государством уделяется дошкольному воспитанию и образованию, как первой ступени развития человека. Меняются требования к созданию условий для воспитания и образования в школах и детских садах. Впервые, для дошкольных организаций разработаны федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых определены требования к созданию условий приобщения детей к общечеловеческим ценностям, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поставлены актуальные задачи формирования общей культуры личности детей. Развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, воспитания уважения к традиционным ценностям человека, с активной жизненной позицией, процесса осознания себя в окружающем мире. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка - образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь

Формирование в ребенке - дошкольнике благородных чувств, общечеловеческих положительных качеств, потребности совершать хорошие поступки и дела одна из педагогических проблем педагога. Один из вариантов разрешения данной педагогической проблемы – использование сказок, музыки.

С первого дня жизни дитя слышит колыбельные песни, потешки, ему становится понятным, о чем они. Ребенок растет, усложняется репертуар. Родители рассказывают, читают сказки, толкуют их значение. Поэтому, наиболее понятными примерами восприятия ребенком правил поведения, хороших поступков, любви к родине, уважение к старшим – сказка, песня, игра. Опираясь на данные предположения, мы разработали серию занятий на основе сказок, подобрали пословицы, по теме сказки, музыкальное сопровождение. Дети определяют по характеру музыки личностные качества героя, дают личностные характеристики. Так формируется отношение старших дошкольников к осознанию человеческих ценностей и соблюдению моральных норм, умение и способность оценивать свои поступки и поступки сверстников, делать нравственный выбор, развивается морально-этическое сознание — нормы и правила взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами, развивается стремление выражать свое отношение к окружающему.

Возможность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Приоритетом образования в современном обществе становится формирование творческой и инициативной личности, развитие ее как активного и самостоятельного субъекта. Поэтому наиболее актуальным  в педагогике является переход от репродуктивной модели образования, которая обеспечивает воспроизведение «готовых знаний», к продуктивной модели, направленной на активизацию познавательной деятельности ребенка.

Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые проводят в начальной школе, отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности.

В научных исследованиях утверждается, что лучшим фактором развития познавательной активности является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться. Ведущим средством развития познавательной сферы личности и познавательной деятельности является продуктивная деятельность, которая будет стимулировать детскую активность.

Эта проблема развития познавательной активности старших дошкольников  считается одной из самых актуальных в детской психологии, так как взаимодействие человека с реальным миром происходит из-за его активности и деятельности. Ведь активность - это обязательный источник формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Современные образовательные программы основаны на формировании у дошкольников не отдельных фрагментарных знаний о законах реального мира, а элементарных систем представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений. В современных условиях информационного общества необходимо дать детям ключ к познанию действительности, а не ограничиваться статичной суммой знаний, как в традиционной системе умственного воспитания.

Правильная педагогическая организация деятельности старших дошкольников и систематическая и целенаправленная воспитательная деятельность способствует становлению познавательной активности как устойчивой черте личности ребенка и оказывает значительное влияние на его развитие. Новые Федеральные Государственные Стандарты ставят перед нами задачу смены образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний (как уже говорилось ранее) – развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. А.Н. Леонтьев говорил, что деятельность можно определить, как специфический вид активности человека направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В дошкольном возрасте наряду с игрой, как ведущим видом деятельности, складываются различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др).  Однако вопросы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки, что подтверждает актуальность темы статьи.

Анализируя литературу по данной теме, мы видим, что одни авторы – сторонники психофизиологического подхода – видят познавательную активность, как составляющую общего уровня активности человека, связанного с особенностями нервной системы. Такая точка зрения делает акцент на динамической стороне этого явления.

Представители деятельностного подхода – рассматривают познавательную активность, как познавательную деятельность и отводят ей место, близкое к потребности. Делают акцент на содержательном компоненте.

Таким образом, в познавательной активности выделяют две основные стороны: динамическую, характеризующую стремление к познанию, и содержательную, определяющую продуктивность в познании. [3] Рассмотрев исследования разных педагогов- психологов мы решили в своей работе придерживаться определения познавательной активности, как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира, так как  каждому человеку от рождения присуща потребность в новых впечатлениях. И именно на основе этой потребности, в дошкольном возрасте, формируется стремление открыть и узнать что-то новое. [4]

В дошкольном детстве приобретает особую значимость проблема познавательной активности, так как именно в этом возрасте происходит становление ориентировочно-исследовательской деятельности, которая является ее основой.  Мы можем выделить ученых, труды которых посвящены изучению этой темы: Л.А. Венгер, А.И. Голубева, Н.С. Денисенкова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец и др. В своих работах они показали, что в дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная деятельность. А направляет и побуждает ее познавательная задача. [1]

Особенности развития познавательной активности дошкольников выражается в проявлении познавательного интереса, любознательности, в задаваемых вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании, проявлении в разных видах деятельности.

Д.Б. Эльконин считал, что наиболее характерные для дошкольного

детства виды деятельности – сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.).

В детских учреждениях продуктивные виды деятельности проводятся в форме занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием. Но в последнее время многие педагоги-психологи показывают, что школьно-урочная форма, при которой инициатива и направление деятельности полностью принадлежит взрослому, не способствует развитию детей. Одним из детских психологов проводивших исследования по этой проблеме  была Н.А.Короткова [5]. В результате ее сравнительного эксперимента можно увидеть, что при школьно-урочной форме, у детей падает мотивация к деятельности, собственная активность и инициативность минимальны.

Н.А. Короткова  предлагает педагогам отойти от учебной модели во время образовательной деятельности и перейти к партнерским формам работы взрослого с детьми. Назвать такие занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, как работу в «мастерской».

Во время такой деятельности педагог становится равноправным партнером-участником общей работы. В результате этого меняется:

- стиль поведения взрослого (от  административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);

- рабочее пространство, на котором происходит совместная работа (от отдельного места за «учительским столом», к месту за общим столом рядом с детьми);

- отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства, к участию в выполнении определенной части работы).

Положение детей при организации данной работы также меняется.

  1. Дети сами решают участвовать им в общей работе или нет.
  2. Детям разрешается:

- садиться за общим столом как им хочется, общаться друг с другом по желанию, перемещаться по мере необходимости;

- общаться с педагогом по всем интересующим их вопросам;

- работать в том темпе в каком ребенку удобно;

- детям можно заниматься своими делами не отвлекая других детей;

- работу можно продолжить в другие дни. [2]

В результате проведения специально организованной продуктивной деятельности с детьми мы выявили, что конкретный продукт в этих видах деятельности стимулирует активность детей, вызывает у них эмоцию успеха.

Также мы увидели, что продуктивная деятельность, организованная в форме мастерской, где на первый план выходят партнерские отношения между воспитателем и детьми, где детям предоставляется большой выбор материала и способов действия, большая свобода деятельности, которые выступают также необходимыми условиями для познавательной активности детей, являются более эффективной, чем организованная деятельность в традиционной форме – занятие.

Мы можем предположить, что изменения в построении образовательной среды в детских садах будет способствовать развитию познавательной активности детей.

Список литературы:

  1. Бурлакова И.А. Клопотова Е.Е. «Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста» \\ Психологическая диагностика 01.2011г.
  2. Доронова Т.Н. «Мастерская» как форма организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
  3. Клопотова Е.Е. "Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников" Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике».
  4. Клопотова Е.Е. « Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации» // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2.
  5. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» 2012 г.

Организация работы в разновозрастной группе

Наш детский сад – это маленький островок для детей дошкольного возраста. Работает в детском саду всего одна разновозрастная группа. В совместном воспитании детей разного возраста есть и положительные и отрицательные стороны.

Положительные моменты: общение младших со старшими. Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо» и другие; учатся быть самостоятельными. Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений. Большие и маленькие не соперничают между собой, так как стало законом: ты - старший, я - младший – это объективная реальность, поэтому старшие – заботливы и великодушны, а младшие – уважительны и послушны.

Большое влияние на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности.

При построении воспитательной работы в группе в первую очередь учитываются особенности совместного пребывания детей трех возрастов (3, 5, 7 лет). Важным условием эффективного проведения занятий разного вида в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала.

При планировании и организации занятий необходимо соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий, их последовательности, о сочетании занятий. Воспитатель организует проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с требованиями Основной образовательной программы для каждой возрастной категории.

Огромное значение имеет организация развивающей среды в группе. Создавая развивающую среду группы, воспитатели учиты­вают особенности детей, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, спо­собности, гендерную принадлежность, личностные особенности. В группе дети с удовольствием играют в уголках: «Жилая комната», «Гараж», «Домик для кукол», «Салон красоты», «Дидактический стол»; для малышей «Центр песка и воды»; для развития творческих способностей «Художественная мастерская Карандаша».

Немаловажное значение имеет размещение мебели. Столы и кровати расставлены по возрастным подгруппам. Кровати младших детей расположены в спокойной части спальной комнаты, старшие дети, вставая первыми, не нарушают сна младших дошкольников. Правильная расстановка мебели дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

Много возникает сложностей в работе в разновозрастной группе.

Реализуя взаимодействие детей мы утвердили следующие правила:

1. Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.

2. Младшие не мешают старшим работать и играть.

3. В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.

4. Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, наши воспитатели заботятся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

Литература:

1. Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.

2. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж. - л. «Д/в» - 1984 - №2.

3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие). – М, «Академия», 1998 г.

4. Акперова, Л.Ч., Здыбель Е.Н. Нравственное воспитание детей в разновозрастных группах // Детский сад от А до Я. — №1 — 2012.

10 ноября 2015 в 14:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.