муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Большеалексеевский детский сад комбинированного вида "Калинка" городского округа Ступино Московской области

Программа платной образовательной услуги «Профилактика и преодоление нарушений звукопроизношения у детей на индивидуальных занятиях»

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Один из показателей готовности ребенка к чтению и письму – это чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.

У большинства детей к 4-5 годам произношение достигает языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер. Анализ ежегодных обследований речи детей в детском саду комбинированного вида, показывает, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушения фонетического строя речи, растет. Эти дети составляют одну из основных групп риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основные причины — незаконченность процесса формирования фонематического восприятия или вторичные нарушения развития фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза, к которым приводит неправильное произнесение звуков родного языка. Известно, что звуко -буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной социализации дошкольников с фонетическим недоразвитием речи в среде нормально развивающихся сверстников и эффективно влияет на систему и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду комбинированного вида в условиях логопедического пункта. Освоение Программы рассчитано на 1 год.

Зачисление детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, будущих школьников в логопедический пункт осуществляется на основе рекомендаций логопеда детской поликлиники центральной городской больницы.

Цель работы.

Оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи (в первую очередь, детям старшего дошкольного возраста).

Задачи обучения.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой в условиях логопедического пункта в детском саду комбинированного вида обеспечивает овладение фонетической системой языка, подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.

Решение этих задач сводится к следующему: специальными логопедическими приемами исправляется произношение звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Постановка звуков или уточнение произношение звуков необходима, однако этим коррекционное обучение не ограничивается. На каждом занятии по коррекции звукопроизношения отводится время на развитие фонематического восприятия, т.е. на игры и упражнения для различения поставленных или уточненных в произношении звуков на слух. Также, решаются и другие задачи:

- развивать слуховое внимание, память, мышление;

- работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний;

-  развивать речевое дыхание, голосовой аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность речи;

-  развивать общую и мелкую моторику;

-  формировать коммуникативную функцию;

-  продолжать воспитывать интерес к занятиям, желание правильно говорить.

 В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается

общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального характера.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами и приемами: практическими, наглядными и словесными.

Формы и режим занятий.

В соответствии с учебным планом, формами проведения занятий, с детьми с фонетическим недоразвитием речи являются индивидуальные. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в речи.

Индивидуальные занятия учителя-логопеда проводятся два раза в неделю во второй половине дня с детьми с 5-6 лет и 6-7 лет

В соответствии с планом количество занятий звукопроизношения в неделю в старшей и подготовительной к школе группах для одного ребенка – 2.



Продолжительность занятия с детьми старшего возраста 10-20 минут. На занятиях для предупреждения переутомляемости детей проводятся игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, элементы логоритмики.



Возрастная группа.

Количество занятий

Продолжительность

для одного ребенка в неделю

занятия

  Средняя группа

2

10мин

Старшая группа.

2

10-20 мин.

Подготовительная к школе группа

2

10-20 мин.

Продолжительность коррекционного периода с детьми с фонетическим недоразвитием речи – от 3 до 6 месяцев. Сроки коррекционного периода могут быть увеличены в зависимости от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Выпуск детей проводится в течение учебного года, по мере устранения у них дефектов речи

В начале января и в конце марта организуются недельные каникулы.

 Содержание занятий включает овладение фонетическим строем языка: развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, исправление логопедическими приемами произношения звуков или уточнение их артикуляции.

В содержание работы учителя-логопеда в условиях логопедического кружка в детском саду комбинированного вида входит два блока: коррекционно-оздоровительный и коррекционно-развивающий.

коррекционно-оздоровительный блок входит:

 

Массаж.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Релаксация.

Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

Упражнения для глаз.

Упражнения для развития общей моторики и координации движения.

коррекционно-развивающий блок входит:

 

Звукопроизношение (постановка звуков, введение звуков в речь).

Фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез.

Словарь.

Грамматический строй.

Связная речь.  Элементы логоритмики.



16 октября 2015 в 10:49

Прикреплённые файлы:

Документ: Программа платной образовательной услуги «Профилактика и преодоление нарушений звукопроизношения у детей на индивидуальных занятиях»

Описание файла:

Файл называется: programa-kruzhka-platnogo-po-logopedi_7ihi7.docx

Это официальный файл организации «муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Большеалексеевский детский сад комбинированного вида "Калинка" городского округа Ступино Московской области», в нём содержится Программа платной образовательной услуги «Профилактика и преодоление нарушений звукопроизношения у детей на индивидуальных занятиях».

Размер файла: 0,29 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.